Понедельник, 26.06.2017, 23:39
Мой сайт
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2014 » Апрель » 6 » Архипов абрам ефимович в гостях. Архипов Абрам Ефимович / В гостях / Живопись [Быт]
10:21

Архипов абрам ефимович в гостях. Архипов Абрам Ефимович / В гостях / Живопись [Быт]





НА РОДИНЕ АРХИПОВА

Поход-это всегда узнавание знакомство с новыми местами и с новыми людьми. Поэтому не надо спешить расстаться с Клепиками. Этот город заслуживает того, чтобы задержаться в нем еще на два-три дня. И не только потому, чтобы как следует осмотреть его достопримечательности, не и потому, чтобы совершить отсюда экскурсию на родину другого выдающегося уроженца Рязанщины - крупнейшего советского художника Абрама Ефимовича Архипова.

Помню, как много лет назад мы с товарищем впервые попали в Третьяковку. Пробежав, не переводя дыхания, по многочисленным залам музея, мы спустились вниз, где были выставлены картины советских художников. Голова гудела от усталости и обилия впечатлений. Века, живописные манеры, названия картин и фамилии художников- все перемешалось так прочно что разобраться в этом было уже невозможно. Мы хотели было пробежать дальше, как вдруг наше внимание привлекла одна картина.

Нет, она совсем не была похожа на то, что приходилось видеть раньше. Краски! Больше всего поражают яркие, пестрые краски - красная, голубая, оранжевая, зеленая. Наполненные солнцем и воздухом, они светились какой-то удивительной силой, радостью и здоровьем. Прямо на нас, положив сильные рабочие руки на колени, глядела розовощекая крестьянская девушка, слегка улыбаясь пухлыми, розовыми губами Мы посмотрели на подпись: "Девушка с кувшином". Это была наша первая встреча с Абрамом Ефимовичем Архиповым.

Потом мы часто приходили в Третьяковку и каждый раз с изумлением смотрели на крепких и задорных архиповских баб. Были в них какая-то удивительная сила и мощь, и броская красота, и здоровье, и хозяйская сметка. Таким все нипочем: ни трудности, ни тяжелые невзгоды, выпавшие на долю русских крестьянок, ни мужская работа.

..Ничего-то не боятся -
Им работать да смеяться!
- Кто нас краше?
Кто сильней?

Вызов искрится во взорах..
В них залог грядущих дней,
Луч, сверкающий в просторах,
Сила родины моей!

Так писал об архиповских бабах В. А. Гиляровский. Так их и воспринимали современники-как символ новой России, разбуженной революцией.

Смотришь на этих крепких и розовощеких молодок в пестрых паневах, ярких платках и кацавейках и удивляешься-и где это их увидел, где подсмотрел Абрам Ефимович и откуда он так тонко, до мельчайших подробностей знает детали крестьянского быта? Такое не изучишь по книгам да по этнографическим справочникам. Нужно было самому родиться крестьянином, самому хлебнуть горестей тяжелой крестьянской жизни, чтобы так поэтично воспеть и природу Руси, и душу ее народа.

В жизни и творчестве Архипова его родная деревня Егорове сыграла такую же роль, как для Есенина - Константинове.

От Клепиков до Егорова-пять километров. Самый короткий путь - через старинное мещерское село Екшур, известное своей ватной фабрикой.

На родину Архипова еще не проложено торных путей и дорог. Приходится идти на ощупь, отыскивать старожилов, уточнять детали. Еще в Клепиках знакомые краеведы скептически покачивали головами: "Да ничего вы там не узнаете, только зря проходите". И вдруг-первая удача. Оказывается, в самом Екшуре живет не кто иной, как племянница Абрама Ефимовича - Екатерина Васильевна Брякова. Правда, она не просто племянница, а внучатая племянница, и мы долго разбираемся в сложной генеалогии рода Архиповых, но тем не менее Екатерина Васильевна лично знала Абрама Ефимовича, жила в Москве у него на квартире, бывала в доме Архиповых в Егорове..

Екатерина Васильевна достает из комода семейные реликвии-две фотографии Архипова. На одной из них он изображен в своей московской мастерской, на другой - за самоваром вместе со своим учеником художником Григорьевым.

Мы долго рассматриваем репродукции.

Детство Абрама Ефимовича было тяжелым и безрадостным. Его отец был крепостным местного помещика Чуфаровского. Мужик хозяйственный и толковый, он не любил гнуть спину на хозяина. И за это тот возненавидел его лютой ненавистью. Семейное предание рассказывает, как накануне отмены крепостного права Чуфаровский потребовал от отца Архипова большой выкуп за освобождение. Но тот отказался. Тогда помещик решил отдать его в солдаты. С грехом пополам семья собрала необходимые деньги, распродала веса имущество, но разорилась окончательно.

Сам Архипов так вспоминает о своем детстве: "Зимние вечера в тесной избе с лучинами. Мать пряла, приходили соседки. Лучины дымили... Я спать не мог и все ревел, мать ложилась вместе со мной у выходной двери, голову мою в дверь держала... Жили грязно и бедно, ели бедно".

Новую избу смогли построить лишь много лет спустя после отмены крепостного права. Ее берегли, и первое время в ней не жили, а только "ходили в праздники".

Так вот откуда у Архипова это острое внимание к деревенским сюжетам, к деревенской жизни, к сельскому труду, эта любовь к русской деревне. Позднее художник скажет о себе: "...писал только то, что видел и чувствовал. Я только тогда искренен и уверен в том" что делаю, когда делаю с натуры".

С натуры Абрам Ефимович писал охотно и много, во время учебы в училище живописи, ваяния и зодчества он каждое лето приезжает в Егорове, бродит с этюдником по окрестностям, пишет портреты односельчан. Он совершает по Мещере длительные путешествия, странствует с чемоданчиком и шкатулкой, делает, зарисовки. Наверное, поэтому его творчество так тесно связано с Егоровом, с его родными местами, с любимым Мещерским краем.

"Нужно писать там, где живешь",-любил повторять Абрам Ефимович. И он писал там, где жил, и жил там, где писал.



В 1880 году Архипов заканчивает портрет отца. Отец ему позирует и в другой, на этот раз жанровой картине-"У шинкарки". Летом 1885 года в Егорове он пишет "Подруг", в которой изображает свою мать и приехавшую навестить ее сестру. Эта картина была приобретена у художника знаменитым Третьяковым. В 1889 году, совершая путешествие по Мещерскому краю, Архипов попадает в Куршу, где пишет картину "Деревенский иконописец".

"Поденщицы" - это списанный с натуры кусок жизни работниц небольшого чугунолитейного завода "на Гусю". А в картине "На Оке" запечатлена переправа через Оку, которую художнику приходилось переезжать на лодках, когда он из Москвы возвращался в родную деревню. Из Егорова Архипов каждый раз привозил с собой много пейзажей. Особенно он любил рисовать зеленые ели с обнаженными корнями на песчаных холмах.

Первыми же своими работами он заявляет о себе как талантливый и зрелый художник, удивляя своим мастерством и вкусом таких корифеев русской живописи, как Поленов, Серов, Коровин. Но стоит пройтись по Егорову, посмотреть на его добротные избы, искусно украшенные резными наличниками и затейливыми крылечками с деревянными кружевными орнаментами, и начинаешь понимать, что дело тут не в одной только природной даровитости художника, а что корни его яркого и жизнерадостного творчества глубоко уходят в народное искусство, в народные промыслы и народные художественные традиции.

В русском народе всегда жило постоянное стремление к красоте, к ярким и светлым краскам. На ярмарках в Екшуре народные умельцы бойко торговали затейливо разрисованными деревянными и глиняными игрушками, иконами, деревянными ложками, цветастыми ковриками и половиками, кружевами, плетеными корзинами. На всю страну славились своим искусством мещерские чудо-плотники и резчики по дереву. Уж если строили они дом, то обязательно с выдумкой, затейливым коньком на крыше или деревянными резными крылечками с цветными витражами. До сих пор во многих мещерских деревнях местные жители любовно украшают свои избы и деревянными скульптурами, и узорчатой вязью деревянных кружев. Не отсюда ли и у Архипова эта любовь к ярким цветам и ярким краскам, ярким сарафанам и пестрым паневам, которые так нравились мещерским молодицам?

Во многих мещерских деревнях издавна процветал иконописный промысел. Иконы писали целыми артелями и возили продавать в большие города. Часто такие артели приезжали и в Екшур. Спасы и иисусы, богородицы и миколы, целая вереница святых с детства окружали Архипова, смотрели на него с икон, со стен екшурской церкви. Целыми днями он пропадал у богомазов-своих первых учителей и наставников в живописи. А среди них были и талантливые мастера, великолепные умельцы, из-под кистей которых выходили богородицы и иисусы, слишком уж похожие на мещерских баб и мужиков. Вот у них и проходит первую школу живописи юный Архипов.

Более ста лет прошло со дня рождения художника, давно нет в живых его сверстников и товарищей по детским и юношеским годам. В избе знакомой Екатерины Васильевны, Анастасии Ивановны Пыриковой, собираются несколько местных старожилов, в основном женщины.

Помнят Абрама Ефимовича плохо ("гломя уже прошло", то есть много времени). Лучше помнят его двух братьев и даже отца, который всю жизнь прожил в Егорове. Больше с чужих слов вспоминают, как приезжал Абрам Ефимович в родное село, как ходил с этюдником по окрестностям и рисовал. Любил он рисовать и в большом яблоневом саду, сзади архиповского дома (теперь там находятся детские ясли). Дочь Архипа Яковлевича Пырикова, Нина, рассказывает, что Архипову часто позировал ее отец - тогда маленький мальчишка (их дома стояли рядом). Кто-то вспоминает со слов бабки Матрены, как "фотографировал" о есть рисовал) ее Архипов прямо на току, когда она цепами молотила рожь.

- Веселая такая баба была, голосистая..

Мы перебираем в памяти архиповские картины. Чуть ли не каждая из них посвящена женщине: "Больная", "Поденщицы на литейном заводе", "Ледоход", "Сплетницы", "Радуница", "Жница", "Прачки" и целая вереница женских портретов из цикла "Рязанские девушки и молодицы".

Случайно ли это? Думается, нет. Так или иначе, но в творчестве Архипова отразилась та особая роль, которую играли женщины рязанской и в первую очередь мещерской деревни. Женщина в Мещере никогда была забитой и бесправной. В то время как мужики уходили из деревень в город на отхожие промыслы, женщины оставались полновластными хозяйками: они пахали, косили, метали стога и выполняли другую чисто мужскую работу. Старожилы рассказывают, что когда из города на побывку приезжали мужики, то они, отвыкшие от сельского труда, не всегда могли поймать на поле и запрячь диковатых мещерских лошадей. А бабы это делали ловко и быстро, с чисто мужской сноровкой. Вот почему рождение девочки не считалось в Мещере уж таким несчастьем, как в других районах Руси. Конечно, мужчина в семье кормилец, но "и девочка не щепочка, за окно не кинешь", - гласила старая пословица. Не случайно даже на сельские сходы бабы приходили как равные и решали различные хозяйственные вопросы наравне с мужчинами, часто поражая их своей мудростью и хозяйской сметкой.

Но была и еще одна причина, почему художник, начав с пейзажей и жанровых картин в духе передвижников, вдруг именно после революции обращается в своем творчестве к образу своей современницы, к портретам крестьянок.

Его лучшие работы последнего периода: "Девушка с кувшином", "Крестьянка в зеленом фартуке" и другие-это светлый гимн радости, бодрости, духовной физической красоте, это символ раскрепощенного революцией крестьянства, пробудившегося к новой, счастливой и радостной жизни.

Но поднимаясь до больших художественных обобщений, до символа, Архипов и здесь остается верен себе, своему творческому кредо-писать с натуры, писать только правду, черпать из самой жизни художественные образы.

Однажды - это было летом 1929 года в Солотче, куда часто приезжал работать художник, - он увидел из окна крепкую розовощекую крестьянку в цветастом платье с лукошком в руках. Она сразу же заинтересовала художника, и он окликнул ее.

- Откуда ты?

- Из Полкова.

- А как звать?

- Егорова, Прасковья Петровна.

С этого дня Прасковья Петровна каждое утро приходила из соседнего села Полкова в Солотчу и позировала художнику. Была она бабой веселой и смешливой. Пока Абрам Ефимович рисовал, рассказывала ему о своем нелегком житье-бытье, пела песни. Через пятнадцать дней портрет был готов.

Посмотрела на него Прасковья Петровна и удивилась:

- Неужели я такая красивая? Вот уж не думала. Здоровое, розовощекое лицо, сильные руки, сложенные на коленях, и широкая белозубая улыбка. Эта картина находится в Третьяковской галерее, и вот уже много лет на нас смотрит с холста, доставляя нам истинное наслаждение, "женщина в зеленом фартуке" - простая мещерская крестьянка Прасковья Петровна Егорова.

Нет, это не выдуманный художником образ. Как удалось установить рязанскому краеведу Д. А. Кононову, эта женщина здравствует и поныне, проживая настоящее время в Рязани. И хотя с тех пор прошло уже более трех десятилетий и время отложило на Прасковье Петровне свой отпечаток, но все так же весела и задорна ее улыбка и все так же молодо блестят ее глаза как у той "женщины в зеленом фартуке", которую запечатлел на своем холсте Абрам Ефимович Архипов.

И все-таки мы покидаем Егорове с некоторой грустью и неудовлетворенностью. Нет, не потому, что мы не узнали ничего нового или, не нашли архиповского этюда, о котором нам рассказывали старожилы. Все дело в другом - в недостаточном внимании к памяти крупнейшего художника, одного из основоположников советской живописи. Не следует упрекать в этом одних односельчан, наверное, это зависит не только от них. Но очень хотелось бы видеть мемориальную доску на доме, в котором Архипов жил и работал. И было бы очень хорошо, если бы егоровских ребятишек, переступающих порог своей школы, каждый раз встречала скромная надпись на фасаде: "Школа имени А. Е. Архипова".

Ведь речь идет о художнике, чьи произведения хранятся не только в картинных галереях нашей страны, но и в музеях других стран, продолжателе великих реалистических традиций передвижников. Речь идет о советском художнике, которому первому было присвоено звание народного художника республики, наконец, о патриоте своей родной русской земли.

http://blogs.yandex.ru/search.xml?how=tm&rd=2&text=%C0%F0%F5%E8%EF%EE%E2+%C0%E1%F0%E0%EC+%C5%F4%E8%EC%EE%E2%E8%F7

Ответить на данный комментарий



Источник: www.artlib.ru
Просмотров: 21 | Добавил: wricknow | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Апрель 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2017Бесплатный конструктор сайтов - uCoz