Четверг, 17.08.2017, 08:44
Мой сайт
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2014 » Апрель » 5 » Современная живопись на тему брейгеля. Кто ел мой мозг восемь лет назад?!
06:06

Современная живопись на тему брейгеля. Кто ел мой мозг восемь лет назад?!





современная живопись на тему брейгеля

Карамба!!! Я нашла свою старую работу по эстетике, которой пыталась на первом курсе восхитить прекрасного преподавателя Владимира Алексеевича Колотаева. Читаю сейчас и буквально рыдаю, сижу вся в слезах. Мне тогда было что-то около 22 лет, и судя по реферату, я была фееричная и пафосная. Бвагага.

«А вы когда-нибудь слышали,как смеется глухонемой?
Невыносимо громко, крайне по-идиотски
и уж очень как-то искренне...»
Конференция
на www.gothic.ru

(тиха! это епиграф был! скаска только началась)



В основе европейской эстетики лежит представление о некоей универсальной красоте, восходящей корнями к религиозной философии, т. е. красота постулируются как единая общемировая. Но есть явление, на которое нельзя закрыть глаза, потому что на рубеже XX – XXI веков оно стало приобретать масштабы массовой культуры – это своего рода антиэстетика, эстетика уродства. Что можно отнести к подобной категории? Это все, что разбивает привычные представления об универсальной красоте и гармонии: красоте человеческого тела, звуков, образов – всего, что нас окружает, всего, что можно отразить в искусстве.

Я начну рассматривать это явление, как пустившее свои корни в эпоху Ренессанса. Почему я осмелилась игнорировать, допустим, наскальную живопись, средневековые гравюры? Только потому, что взгляд на мир в период первобытно-общинный и далее до средних веков у человека был совершенной иной, нежели у людей, появившихся в период Возрождения – тех, кто обладал перспективой в своем взгляде на мир. Итак, Возрождение. Север. Иеронимус Босх.
Когда я впервые увидела картины Иеронимуса Босха, меня посетило странное ощущение тошноты, почти физического отвращения от увиденного. Но - странное дело - оторваться от рассматривания деталей было абсолютно невозможно. Знаменитая картина Босха "Несение креста".



На этой картине, напоминающей кинематографический крупный план, Босх изобразил эпизод крестного пути на Голгофу. Эта картина больше похожа на карикатуру, если бы не два образа - Христос и святая Вероника, сохраняющие простое человеческое достоинство, смирение, резко контрастируя с остальными персонажами, напоминающими ночной кошмар или бред психически больного человека. Разноликая злобная толпа, представляет собой совокупность... уродов. Иначе эти образы сложно охарактеризовать. Причем уродство их не только внешнее. Великий Босх настолько передал через внешнее уродство уродство внутреннее, что даже человек не разделяющий христианской религии, начинает невольно сочувствовать Христу, несущему крест, пробираясь сквозь толпу подобных персонажей. Кривящиеся беззубые рты на черных от гнева лицах извергают богохульные вопли... Завороженно глядя на эту картину, я словно бы слышала их...
Приведу еще один пример из Босха - "Сад земных наслаждений: Ад".



Это изображение Ада - самое сильное у Босха по воздействию и яркой образности. На картине можно заметить анальный секс, мастурбацию, испражнение, расчленение тела. Каждый грех будет наказан: ленивого и праздного терзают черти, чревоугодник изрыгает пищу; тщеславная гордячка любуется своим отражением в зеркале, подставкой для которого служит зад отвратительного беса... Люди, застывшие в позах настолько неестественных, что у впечатлительного зрителя начинает ломить кости. Уродство же чертей, терзающих плоть грешников не поддается словесному описанию... Существо с лицом алого цвета, одетое в фантастический наряд, непомерно раздувает щеки, играя на несуществующем музыкальном инструменте... Чудовище с головой птицы и рахитичными человеческими конечностями заглатывает грешное человеческое тело, словно сливаясь с ним воедино... Из горла уродливой человекожабы вырывается цепь с крючком, терзающим грешника... Сознание Иеронимуса Босха породило десятки различных чудовищ, невозможных уродов, от которых трудно отвести взгляд, насилуя собственную психику и получая эстетическое наслаждение от этого изнасилования. Это не рождает катарсиса, это пугает, это наводит на мысль о собственной извращенности, психической ущербности и приносит удовлетворение от своей физической полноценности.
Также богаты на подобные образы картины Питера Брейгеля. Наиболее показательна в этом отношении картина "Калеки". Брейгель показал не только физическую ущербность (отсутствие ног), он показал отсутствие разума (высунутые языки на лицах, отражающих безумие).



Но отражение в искусстве всевозможных уродств характерно не только для эпохи Ренессанса, современные художники идут по стопам и, возможно, даже превосходят своих предшественников.

Наиболее впечатляющи работы Здислава Бексинского. От его картин в жилах буквально стынет кровь. Это боль, воплощенная в цвете. Существо, смутно напоминающее человека, возможно, когда-то бывшее им, в декорациях мира, перенесшего ядерную катострофу. Забинтованная голова... На месте лица - кровавое пятно... Сложенные на манер паучьих лап конечности - ободраны до сухожилий... Слепой старец, больше напоминающий мумию из голливудских фильмов, ведомый тощей собакой с человеческим лицом, смотрит в вечность пустыми пропастями глазниц... Ряд пугающих образов гуманоидных существ с вывернутыми из суставов костями возмутителен и восхитителен. Глядя на эти картины в сознании пульсирует только одно слово: "Боль."



Также показателен в этом отношении знаменитый швейцарец Ханс Руди Гигер, создатель образов "чужих" в одноименном фильме. Его образы богаты деталями, образующими создания в стиле, сочетающем киберпанк и мистицизм. Гигер создал множество различных образов. Белое жирное человеческое тело, несущее на себе голову с несколькими парами заплывших век и вросшими внутрь головы металлическими трубками... Тело, напоминающее тело человеческой женщины, с металлической вытянутой по горизонтальной оси головой, плавно перетекающей в тело металлического адского монстра. Между ног чудовища - гигантский отросток в виде металлического шланга с наконечником в виде... мужской головы с похотливо высунутым языком. Практически все работы Гигера несут на себе отпечаток гермафродитизма. Гигер щедро обогащает свои творения обилием фаллических символов.



Подобная антиэстетика, зачатая в объятьях Ренессанса, отражается не только и не столько в живописи рубежа XX - XXI веков, но и в более массовых искусствах – кинематографе, литературе, театре, музыке. Антиэстетика принимает причудливые формы, например - каннибаллизм культового режиссера Питера Гринуэя (кулинарно-сексуальная фантасмагория "Повар, вор, его жена и ее любовник") и спорного писателя Владимира Сорокина ("Пир"), детальном описании тел насекомых Пелевина. На пьедестал антиэстетики встают фобии и психические уродства, вытесняя физическую ущербность.

Что касается театра – примером здесь может служить то, что на Западе принято называть театром фринджа: пантомима, клоунада, хэппенинги, нетрадиционные – чаще абсурдистские – спектакли для одного, двух, трех исполнителей. В России тоже есть такой театр - Вячеслав Полунин организовал грандиозный фестиваль уличных театров “Караван мира”, где было все: от этнической музыки до инсценировки “Мастера и Маргариты” в цирковом шапито. На этом фоне актер театра Полунина Антон Адасинский создал свой театр “Дерево”. Такого рода театры отличает отсутствие сюжета, крайне аскетичное оформление, простота костюмов: зритель должен сосредотачивать все внимание на движениях прекрасно тренированных тел. Причем эти тела и их движения не были красивы, гармоничны (в привычном значении этих слов) – антиэстетика, эстетика отвратительного наложила существенный отпечаток на спектакли подобных театров.



Клоунада и цирк вообще отличаются разбиванием привычных, гармонических форм: макияж клоунов, демонстрация различных физических уродств. Лилипуты, «человек-слон», «женщина с бородой» - типичные тому примеры. Публика, как правило, в восторге от подобных антиэстетических зрелищ.



Эстетика отвратительного в музыкальной масскультуре появилась не так давно, в конце XX столетия с появлением новых стилей – хард-рок, глэм-рок, панк-рок, гранж-рок и пр.
Гранж-рок, во главе со своим основоположником, трагически погибшим Куртом Кобэйном вообще выступает под девизом: «I`m so ugly, that`s ok, cause so are you.» («Я уродлив, но это нормально, потому что ты такой же.») Эта музыка – хаотичный набор звуков, с точки зрения человека, привыкшего к гармоничным звукам классических композиций Баха и Моцарта. Но этот музыкальный хаос уже превратился в классику для миллионов поклонников гранж-культуры. Но, если мы вспомним, в свое время, великий Николо Паганини разрушал привычную уху гармонию пронзительным плачем струн своей скрипки.



Что касается музыки, можно также привести в пример эпатирующую личность, «специализирующуюся» на разбивании гармонии, скорее, зрительного восприятия музыки (т.е. концертов, видеоклипов). Это Мэрилин Мэнсон, представитель глэм-рока. Вот, что он сам говорит о себе и глэм-роке: «Я представляю символ Омеги как одно из воплощений Антихриста, все чем является глэм-рок и чем он будет являться. Для меня глэм-рок всегда значил нечто саркастичное и нечто, что под видимой простотой скрывает что-то темное и подавляющее. В этом заключена ирония глэм-рока.» Глэм-рок – схож с цирком, с буфанадой. Это яркий, кичевый макияж и костюмы, странные движения музыкантов на сцене, музыка, которая обладает своеобразной красотой и плавностью, но все же дисгармонична по сравнению с классической манерой исполнения, скрипучие и «глумливые» голоса певцов – вот очарование глэм-рока. Кич, эпатаж – это тоже атрибутика эстетики уродливого.



Так чем же так привлекательна подобная эстетика до такой степени, что занимает в данный момент такую огромную часть в менталитете общества? Безумие ли только авторов порождает гротескные, порою жуткие, образы, рассмотренные выше? Уродство в искусстве зачастую выражает внутренний мир обывателей, вглядывающихся в картины, вслушивающихся в музыку, а, возможно, отношение автора к людям. Почему люди с удовольствием смотрят на «уродов из цирка», смеющихся им в лицо, высмеивающих циничных женщин, деланно прикрывающих глаза? Почему эстетика уродливого становится массовой? Может быть уродливым стало все общество в целом? Вопрос в пустоту…


Источник:
katja-k.livejournal.com
Просмотров: 45 | Добавил: wricknow | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Апрель 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2017Бесплатный конструктор сайтов - uCoz